В помощь воспитателю

Визуализация образовательного процесса

Проблема развития учебных способностей обучающихся всегда являлась актуальной. Известно, что темп человеческого развития замедляется с годами, и упущения в раннем возрасте невосполнимы на последующих этапах возрастного становления. И чем полнее будут реализованы потенциальные возможности ребенка, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни.

Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, образовательное значение которого достаточно велико и отвечает современным требованиям. Что же такое визуализация?

Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.

Визуализация – (в широком понимании) – это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.

Технологии визуализации учебного материала основываются на значимости визуального восприятия для человека, ведущей роли образного восприятия в процессах познания и осознания все более необходимой подготовки человека и его сознания к условиям визуализирующегося мира и увеличения информационной нагрузки.

Технология визуализации учебной информации выступает как современная педагогическая технология и используется многими педагогами в современных образовательных учреждениях. Визуализации учебной информации – это система, включающая в себя следующие аспекты:

  • комплекс учебных знаний;
  • визуальные способы их представления;
  • визуально-технические средства передачи информации;
  • набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.

Технология визуализации учебного материала основывается на положениях о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира, ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания человека к деятельности в условиях все более «визуализирующего» мира и увеличения информационной нагрузки.

Системная мыслительная деятельность человека выражается различными знаковыми системами: языковыми; символическими; графическими. Различные типы моделей представления знаний в сжатом виде соответствуют свойству человека мыслить образами. Изучение, усвоение, обдумывание текста – это как раз и есть составление схем в уме, кодировка материала. При необходимости человек может восстановить, «развернуть» весь текст.

Принцип визуализации учебного материала предполагает учет следующих закономерностей:

  • учебный материал, расположенный компактно в определенной системе, лучше воспринимается;
  • выделение в учебном материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию.
  • компактно изложенный материал может помочь более предметно усвоить словесное сообщение или построить ответ на поставленный вопрос;
  • способствовать развитию воображения и фантазии;
  • выявить характер индивидуального восприятия и переработки учебной информации;
  • активизировать познавательный интерес;
  • сконцентрировать внимание на чем-то важном; переключить внимание на другой объект;
  • вызвать определенные ассоциации;
  • развить способности к анализу и сравнению;
  • организовать тренировку внимательности и наблюдательности;
  • сформировать способности делать выводы и логические умозаключения;
  • сформировать способности видеть и проводить аналогии, осознавать и обосновывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, закреплять изученный материал;
  • развить критическое мышление;
  • интегрировать новые знания;
  • проконтролировать полноту и характер усвоения переданной преподавателем информации;
  • связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.

Принцип визуализации вытекает из психологических закономерностей, в соответствии с которыми эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, то есть используются когнитивные графические учебные элементы. Вследствие чего к процессу усвоения подключается «образное» правое полушарие. В то же время «опоры» (рисунки, схемы, модели), компактно иллюстрирующие содержание, способствуют системности знаний. Известно, что учебный материал большого объема запоминается с трудом.

В учебном процессе всегда применяли самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности обучающихся, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.

В образовательном процессе сложилось несколько техник визуализации учебной информации:

  1. Таймлайн (от англ. Timeline – буквально «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у учащихся системного взгляда на исторические процессы. Другая сфера использования таймлайнов – управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.
  2. Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.
  3. Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это способ визуализации информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.
  4. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.

Двадцатый век по праву можно назвать текстовой цивилизацией. Представление информации выражается в детальном описании явлений, в больших текстах и подробном изложении ситуаций, умозаключений, размышлений. В двадцать первом веке мы становимся свидетелями становления цивилизации изображений. В повседневной жизни постоянно сталкиваемся с визуализацией информации: схемы (например, схема линий метро или схема достопримечательностей города), карты, пиктограммы (например, информационные дорожные знаки или знаки сервиса). Все это – наглядное представление информации, но инфографикой они не являются.

Инфографика предполагает сворачивание больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном виде. Это иллюстрированные таблицы на страницах учебных пособий, схемы, таблицы или карты можно назвать образцами учебной инфографики.

Попытки визуализации учебной информации предпринимались педагогами-новаторами еще в советские времена. Так, например, известную технологию опорных конспектов Виктора Федоровича Шаталова по формальным признакам можно сравнить с инфографикой. В основу методики В.Ф. Шаталова было положено развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала (создание блока вопросов), а также сжатое изложение учебного материала по опорному плакату – озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними [2]. Опорные схемы В.Ф. Шаталова, их смысл, были известны непосредственным участникам образовательного процесса и самостоятельное изучение материала по «чужому» опорному конспекту было весьма затруднительным.

В современном образовании идеально выполненная инфографика представляет собой законченный информационный блок, который можно усвоить самостоятельно, без чьей-либо помощи (комментарии преподавателя), причем весьма эффективно. Инфографика позволяет говорить на языке образов и ассоциаций, что соответствует как наглядно-образному типу мышления человека, так и особенностям восприятия информации.

Основная функция инфографики – информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия.

По характеру представляемых данных различают такие категории инфографики:

  • числа в картинках: наиболее распространѐнная категория, которая позволяет сделать числовые данные более удобоваримыми;
  • расширенный список: статистические данные, линия времени, просто набор фактов, который может быть визуализирован;
  • процесс и перспектива: служит для визуализации сложного процесса или предоставления некоторой перспективы. Может вообще не содержать числовых данных.
  • статичная инфографика – одиночные изображения без элементов анимации;
  • динамическая инфографика – инфографика с анимированными элементами. Основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика, анимированные изображения, презентации;
  • интерактивная инфографика – вид инфографики, в котором пользователю предлагается управлять отображением данных.
  • аналитическая инфографика – графика, подготавливаемая по аналитическим материалам, аналитика проводится по данным экономических показателей и исследований;
  • новостная инфографика – инфографика, подготавливаемая под конкретную новость в оперативном режиме;
  • инфографика реконструкции – инфографика, использующая за основу данные о каком-либо событии, воссоздающая динамику событий в хронологическом порядке.

В практике использования инфографики в учебном процессе могут быть следующие задания для обучающихся:

  • опиши представленного персонажа (событие) в картинке или рисунке;
  • представь данные в табличной форме и предположи, как они будут изменяться в дальнейшем;
  • составь рассказ (план);
  • дополни недостающие в тексте данные, используя инфографику.

Целенаправленное восприятие с использованием инфографики предполагает запоминание информации с опорой на графические образы; отображение существенных для понимания сторон изучаемого материала; способ делиться знаниями и результатами обучения; способ обработки данных исследований; развитие критического мышления; формирование навыков функционального чтения.

Работа с инфографикой может идти в двух направлениях:

  • анализ инфографики, созданной учителем или преподавателем;
  • создание инфографики обучающимися, под руководством преподавателя, на основе имеющихся данных (в ходе проектной деятельности, по изученному материалу).

В первом случае методика работы с инфографикой строится так же, как и работа с наглядным пособием. Обучающимся предлагаются задания, направленные на анализ информации, сопоставление приведенных фактов, формулировка выводов, обобщение и постановка вопросов к представленной информации.

Подбирая (создавая) инфографику для включения в урок, педагог должен ответить на четыре вопроса:

  1. Какие центральные факты, идеи, аргументы, процессы, процедуры я хочу, чтобы поняли обучающиеся?
  2. Какая схема поможет лучше организовать материал и наполнить его смыслом?
  3. Какой вид визуального организатора поможет ученикам в анализе и осмыслении содержания?
  4. Какие надо поставить вопросы, как организовать актуализацию субъектного опыта по теме для активизации мышления обучающихся?

Во втором случае работа требует длительной подготовки, которая направлена на сбор данных, их анализ, выбор способа представления, дизайн.

Процесс создания инфографики включает следующие этапы:

  1. Формулирование цели создания инфографики и определение аудитории. Разрабатываемый информационный дизайн обычно предназначен для какой-то целевой аудитории.
  2. Сбор определенного количества данных, материала по теме. Данные могут быть представлены в различных форматах – текст, графика, видео материалы, страницы таблиц и др.
  3. Аналитика и обработка информации. Собранный материал необходимо проанализировать и обработать, привести к одному знаменателю – обычно это неоформленные графики, таблицы, гистограммы.
  4. Построение доступной визуализации. Весь материал компонуется, приводится в красивый наглядный вид. Выбирается формат (в зависимости от целей и количества данных) – презентация, слайды, картинка, видеоролик.

Использовании инфографики в образовательном процессе позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры. Грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход к самообразованию. Современные технологии инфографики позволяют решать такие дальнейшие задачи:

переноса образовательной информации (телекоммуникации, дистанционное образование и др.);

формирования умений и навыков (компьютерные виртуальные практикумы и тренажеры и пр.);

автоматизированного контроля знаний.

Итак, визуализация учебной информации, использование инфографики в образовательном процессе, ее графическое представление выступает неотъемлемой частью процесса обучения и одним из способов современного образования человека.

свернуть

Организация процесса патриотического воспитания через разные виды деятельности

Научим ребёнка любить малую Родину –

значит, сумеем воспитать гражданина,

которому можно доверить страну.

На современном этапе, когда происходят значительные изменения в жизни общества, одним из основных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание детей - это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие ко взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.

Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и учреждении дошкольного образования, в школе, в трудовом коллективе. 

Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет, о разнообразной природе Беларуси, а также элементарные сведения об экономической и социальной структуре страны. Однако не всякие сведения такого характера в одинаковой мере способствуют воспитанию высших нравственных чувств. Поэтому при отборе познавательного материала педагог должен руководствоваться следующими принципами:

Основные принципы работы по нравственно-патриотическому воспитанию:

  1. «Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний).
  2. Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
  3. Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
  4. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  5. Принцип маятника (изучая историю своей улицы, дети связывают её с историей своего района, города, и наоборот, знакомясь с другими городами, они возвращаются к истории своего района и улицы).
  6. Систематическое изложение материала идёт от близкого и понятного к более сложному.
  7. Принцип спирали (когда дети, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам из года в год, углубляют свои познания).

Патриотическое воспитание дошкольников и прежде всего пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.

Комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей Родине – это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания.

Работа с детьми.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой.

Большая роль по патриотическому воспитанию  отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Предлагаются различные виды образовательной деятельности, которые условно можно разделить следующим образом:

образовательная деятельность, имеющая цель дать детям конкретные представления о родном крае на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений);

образовательная деятельность, способствующая углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры);

образовательная деятельность, во время которой дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание). 

Формы работы с детьми:

тематические занятия;

игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, режиссерская игра, подвижные игры);

проведение праздников (развлечений);

смотр - конкурсы, выставки детского творчества;

организация экскурсий;

беседы о родном городе и Родине;

трудовая деятельность. 

Методы и приемы работы:

наблюдения;

разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

использование иллюстраций, мультимедийных презентаций, детских произведений;

ознакомление с произведениями народного творчества;

обогащение и стимулирование детского творчества;

привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;

воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

В работе по патриотическому воспитанию нужно использовать элементы различных технологий:

игровые,

информационные,

коммуникативные,

проблемные,

развивающего обучения,

проектные,

ИКТ.

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;

инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в учреждении и в семье;

наблюдение за отношением взрослых в учреждении;

хороводные игры, игры-имитации;

чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;

рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;

рассматривание семейных фотографий и др.

В средней группе вовлекать детей в разговор о семье, семейных событиях. Рассматривая семейные фотографии, обращать внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомить воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организовать ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.

В старшей группе используются такие методические приемы патриотического воспитания, как:

этические беседы о городе, родной стране, мире;

экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;

рассматривание иллюстраций об особенностях природы Беларуси, разных стран;

знакомство с элементами национальной культуры;

обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

В работе с детьми старших групп применяются следующие методы:

знакомство с символикой Республики Беларусь;

игра-путешествие по городу, где вместе создают карту города, отражая на ней достопримечательности;

рассматривание иллюстраций к сказкам народов Беларуси;

стимулировать к собиранию коллекций и мини-музеев;

придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного города;

совместная деятельность с детьми с картами и схемами;

рассказ воспитателя об истории города, об архитектурных сооружениях, легенд, мифов.

Важно использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.). В фольклоре как нигде сохранились особенные черты белорусского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью, орнаментом, увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, покажем детям красоту своего родного города, познакомим с талантом белорусского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.

Развивающая предметно-пространственная среда.

Создание развивающей предметно-пространственной среды базируется на принципах, которые положены в основу содержания учебной программы дошкольного образования, так как содержание учебной программы «ориентировано на развитие способностей детей в различных видах деятельности и создание оптимальных условий для стимулирования и поддержки эмоционального, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, проявления самостоятельности, инициативности».

Моделирование предметно-пространственной среды должно быть основано на психолого-педагогических, санитарно-гигиенических, физиологических, эстетических данных. При моделировании предметной пространственной среды важно обеспечить интеграцию игрового оборудования этнографического содержания в разные игровые центры группы. Национальная направленность среды поможет детям осознать себя частью белорусского народа.

Составляющие развивающей среды:

элементы народного декоративно-прикладного искусства в различных игровых уголках;

макеты;

схемы, модели;

развивающие и дидактические игры;

фотоальбомы;

наглядно-дидактический материал;

художественная литература;

мини-музеи. 

Вышеперечисленный материал обязательно должен иметь место в предметно-развивающей среде группы, и может быть рассредоточен по разным уголкам.

Например, настольно-печатные игры о природе Беларуси могут находиться в уголке природы или центре познавательной практической деятельности. Портреты известных людей Беларуси (писатели, космонавты, герои ВОВ и др.) займут почётное место в книжном уголке. Альбомы по декоративно-прикладному искусству, произведения живописи лучше разместить в уголке изобразительного творчества. А сами изделия декоративно-прикладного искусства будут рассредоточены в разных местах группы как элементы дизайна национальной направленности.

Если говорить о предметно-игровой среде как развивающей, то в первую очередь необходимо обеспечить постоянную смену материала в группе в соответствии с темами недели, сезонами, яркими событиями в Республике Беларусь, народными и государственными праздниками.

В средних и старших группах должны иметь место «уголки государственной символики». Их назначение – помочь в формировании системы воспитания уважения и гордости за государственные символы Республики Беларусь.

Уголок государственной символики представлен государственными символами – герб, флаг. Государственная символика должна быть представлена в едином оформлении: в одной или двух одинаковых рамках; герб и флаг – в рамочной окантовке, либо флаг – в настольном варианте. Кроме государственных символов, в уголке государственной символики может размещаться геральдика родного города (флаг, герб). Однако государственная символика по отношению к геральдическому флагу и гербу должна находиться на переднем плане и более почётном месте. Хорошим дополнением уголка государственной символики будет карта Республики Беларусь (в старшей группе) и элементы декора уголка (букет из колосьев пшеницы и васильков, коробочек льна, рушник с национальным узором и др.).

Впервые уголок создаётся в средней группе с участием детей при прохождении темы «Государственные символы Республики Беларусь». Сам уголок размещается на самом почётном месте в группе.

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды должно соответствовать определенным требованиям:

целесообразности размещения “экспонатов”,

научности и достоверности представленного материала;

возрастной адресности;

качеству и эстетической направленности;

воспитательной и развивающей направленности.

Разнообразить содержание предметно-развивающей среды разных возрастных групп можно с помощью следующих «экспонатов».

Младший возраст (4-й год жизни):

генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок);

альбомы: “Моя семья”, “Мой город Каменец”, “Наш детский сад”;

художественная литература с иллюстрациями: стихи о родном городе, потешки, скороговорки, сказки;

книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”;

кукла в белорусском костюме.

Средний возраст (5-й год жизни):

генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребёнок, брат, сестра, тётя, дядя);

альбомы: “Моя семья”, “Мой город Витебск”, “Наш детский сад”, «Моя Беларусь»;

иллюстрированные книги с произведениями народного искусства, белорусских авторов:

белорусские игрушки;

настольно-печатные игры: «Мой город», «Моя улица»;

образцы белорусской посуды, одежды;

куклы в белорусских костюмах.

 Старший возраст (6-7-й годы жизни):

альбомы и наборы открыток: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” (образование, культура, спорт, медицина, промышленность), “Наша область”, “Беларусь” (города, костюмы, национальная кухня);

предметы искусства (изделия народных умельцев, декоративно-прикладного искусства, народные игрушки);

предметы одежды и быта, геральдика Беларуси;

книги белорусских авторов, иллюстрации к произведениям, портреты белорусских писателей, Красная книга Республики Беларусь;

флаг, герб Беларуси;

макет «Мой город», план “Детский сад”;

презентации о городе Каменец, о природе Беларуси, о достопримечательностях республики Беларусь;

куклы в национальных;

макет белорусской избы;

карты Беларуси, города Каменец;

портреты знаменитых людей Беларуси;

дидактические игры: «Беларуская лялька», «Беларускія казкі».

Патриотическому воспитанию детей в нашей стране уделяется большое внимание. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, страна, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

Но никакие знания не дадут положительного результата, если педагоги сами не будут восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

свернуть