Образовательный проект «Информатика без розетки»
О проекте
ГУО «Детский сад № 6 г.п.Бешенковичи» продолжает работу по республиканскому проекту совместно с Парком высоких технологий по внедрению проекта «Информатика без розетки» в образовательный процесс учреждения дошкольного образования для воспитанников 5-6 лет.
Творческий проект способствует освоению воспитанниками основ логики и алгоритмизации, формированию элементарных умений в области программирования и информатики, овладению ими необходимыми компетенциями для жизни в информационном обществе.
Проект «Информатика без розетки» – это игровая форма проведения занятий, которая настолько вовлекает всех участников образовательного процесса, что и педагоги, и дети, и родители становятся равноправными партнёрами в достижении единой цели – развитии алгоритмического мышления у детей дошкольного возраста.
Ведёт проект педагог, прошедший обучение в Парке высоких технологий и получивший сертификат тьютора проекта: Горбач Марина Петровна.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут, на базе старшей группы интегрированного обучения и воспитания.
Детям, участникам проекта невероятно повезло, ведь именно в этом возрастном периоде мозг ребёнка очень пластичный и способен вмещать большой объём информации - это лучший период для развития мышления, памяти, воображения и формирования ключевых компетенций будущего школьника. Играя, дети осваивают такие понятия как алгоритм, отрицание, истина и ложь, кодирование, информация и многое другое.
Более подробную информацию о проекте можно найти на informatika.park.by
Зачем информатика нужна дошкольнику?
Подготавливая ребёнка к школе, родители обычно учат его читать, писать и считать. Более прогрессивные прививают детям азы иностранных языков. Что же касается основ информатики, то ею, к сожалению, с дошкольниками занимаются гораздо реже. Происходит это по разным причинам.
Одни родители имеют смутное понятие об информатике как о науке. Многим кажется, что изучать информатику без компьютера – это как учиться ездить на велосипеде без велосипеда.
Другие считают, что эта наука не предназначена для дошкольников. А это в корне неверно, так как при грамотном подходе к этому вопросу ребёнок усваивает необходимую информацию комплексно, изучая основы счёта, развивая пространственное мышление, логику и многие другие навыки.
Психолого-педагогические исследования доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста. Они служат основой для формирования алгоритмической грамотности, которая даёт возможность включать аппарат логики в структурную и содержательную организацию информации. Таким образом изучение основ алгоритмизации способствует возникновению у дошкольников механизмов обработки информации и решает задачу их подготовки к школьному обучению, которое строится преимущественно на логическом мышлении.
На сегодняшний день роль информатики как науки очень сильно возросла, поэтому современные родители должны понимать, что при подготовке ребёнка к школе они должны уделять этому предмету больше значения, чем это было в годы их собственной учёбы.
Почему информатика и… без розетки? Что это означает?
Многие родители под информатикой понимают использование вычислительной техники и современных компьютерных программ. Поэтому, к большому сожалению, в отличие от начала 90-х годов, действующая в Беларуси школьная программа по информатике в большей степени фокусируется на подготовке «грамотных пользователей» программных продуктов, таких как Word, Powerpoint, Excel, Flash и других.
Мы обучаем детей пользоваться программными продуктами, но не объясняем принцип их работы, учим нажимать кнопочки, но не рассказываем, почему именно так происходит после их нажатия.
Вместе с тем информатика – это наука, изучающая методы представления, хранения, передачи, обработки и использования информации с применением компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности. Изучение основ информатики в дальнейшем позволяет реализовать переход от простого «пользователя ПК» к «создателю и соавтору информационного пространства».
Информатика существовала бы, даже если компьютеры никогда не были изобретены.
Тим Белл, профессор университета Кентербери (Новая Зеландия): «Многие важные понятия информатики можно и нужно вводить без использования компьютера, так как иногда компьютер отвлекает от сообщения»
Например, с помощью набора простых карточек с точками можно легко объяснить, как компьютеры используют двоичную систему для представления и обработки информации, как информация передается по электронной почте.